Как сделать прозрачным механизм финансирования здравоохранения

Информация о выделяемых в Казахстане огромныхденьгах на борьбу с коронавирусом и объективная картина многочисленных провалов в этой работе заставляют задуматься о прозрачности процесса распределения бюджетных средств.

7 июля 2020 год в своем отчете Министр здравоохранения РК Цой А.В. сообщил, что Министерству здравоохранения выделили 114,8 млрд. тенгена борьбу с коронавирусом в Казахстане, в том числе 74,2 млрд. тенге из республиканского бюджета и 40,6 млрд. тенге из Резерва Правительства РК.

К сожалению, в открытом доступе отсутствует информация по освоению выделенных бюджетных средств в рамках борьбы с COVID-19 в разрезе регионов и медицинских учреждений. И при этом мы наблюдаем, что в регионах не хватает средств индивидуальной защиты, лекарственных средств и необходимого медицинского оборудования.

Общество имеет право знать, как распределяется централизованный бюджет Министерства здравоохранения РК между регионами и в разрезе лечебных учреждений. Каков бюджет, выделяемый на закуп лекарственного обеспечения, на закуп необходимого оборудования в рамках борьбы с COVID-19.

Эти и другие вопросы постоянно находятся в информационном поле.

Влияние пандемии COVID-19 обнажило в Казахстане ряд накопившихся проблем.

Активность гражданского сообщества в плане борьбы с коррупцией и бюрократизмом с момента объявления Правительственных мер в борьбе с COVID19 приносит определенные результаты, в особенности в секторе здравоохранения, судя по последним действиям антикоррупционной службы. Однако, по нашему мнению, область применения гражданского мониторинга расходования госбюджета необходимо расширить за рамки традиционного процесса государственных закупок.

Наша команда «INTEGRITYASTANA»при поддержке Фонда Сорос-Казахстан ведет работу по отслеживанию бюджетных денег, выделенных на борьбу с COVID-19, в том числе денег, которые распределяет Министерство здравоохранение РК.

В целом Министерство здравоохранения РК с учетом крайнего уточнения бюджета в апреле текущего года распределяет более 1,5 триллиона тенге в 2020 году.


В структуре затрат Министерства здравоохранения РК наибольший удельный вес приходится на 67 бюджетную программу – обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи – 1 090 млрд. тенге.

На сегодняшний день механизм заключения договоров с медицинской организацией на оказание медицинских услуг решается комиссионным голосованием без участия общественности.

Имеются высокие риски, что распределение бюджетов происходит без учета специальной методики, базирующейся на производственных мощностях, например больниц. Это означает, что процесс распределения и перераспределения суммы между медицинскими организациями должен быть объектом общественного внимания для снижения данных рисков.

Поэтому в рамках реализации«Концепции слышащего государства»процесс распределения бюджетов между медицинскими организациями для оказания медицинских услуг требует доработки в части повышения открытости и подотчетности перед населением.

В следующей инфографике представлены некоторые расходы, связанные непосредственно с мероприятиями против распространения COVID-19.


На наш официальный запрос касательно детализации расходов в разрезе регионов и медицинский организаций,Министерство здравоохранения РК ответило, что вся информация находится на официальном сайте государственного органа. Однако запрашиваемую информацию нам пока найти не удалось.

Вместе с тем команда «INTEGRITYASTANA» провела анализ регуляторных норм и правил распределения бюджетных денег, и определила основные акценты для гражданского мониторинга расходования бюджетных денег здравоохранения. Первое. Государственные закупки


Значительная доля денежных средств распределяется по схеме государственных закупок.

Это деньги на закуп медицинского оборудования, строительства – капитальные расходы, приобретения прочих товаров и услуг. В частности, необходимо более тщательно проводить мониторинг капитальных расходов. Это обуславливается тем, что на сегодняшний день на государственном уровне не выстроена система единого мониторинга результативности бюджетных расходов в рамкахповышения производительности, прогрессивности и инвестиционной привлекательности капитальных расходов в секторе здравоохранения.

Расходы на приобретение основных средств будут только расти. Этому будет способствовать высокая доля износа основных средств: так в 8 160 государственных объектов здравоохранения средний износ составляет 56%, из имеющихся 455 тыс. единиц медицинской техники износ 50% с учетом 73% оснащенности техникой.

Например, широко используемый ангиограф, стоимость которого может достигать более 500 млн тенге может использоваться для лечения заболеваний в кардиохирургии, онкологии, нейрохирургии и ангиохирургии и прочих. Существующая практика показывает, что ангиограф находящийся в одной больнице используется для лечения только одной группы заболевания. Соответственно наблюдается низкая загруженность отдельно взятых ангиографов и высокая потребность для лечения других заболеваний.

Это усугубляется большой разницей оснащения между регионами, когда в столице в порядке 27 ангиографа, в городе Шымкент 5, в соседнем Туркестане 0, в Кызылорде 2, в Таразе 6. И загруженность везде разная. Это наглядно показывает необходимость проведения детальной экспертизы, планирования и мониторинга закупа.В том числе медицинского оборудования с детальной проработкой потребностей: где будут указаны требования по производительности (чтобы оборудование не простаивало), прогрессивности (чтобы технологически быстро не устаревало), инвестиционной привлекательности(рентабельность с учетом высокой загруженности).

Что же мы наблюдаем в рамках проведенного мониторинга проводимых закупок?

Согласно данным портала государственных закупок, отдельного внимания заслуживает внедрение таких проектов, как пропаганда здорового образа жизни (65,9 млн. тенге), размещение роликов в социальных сетях (21,4 млн. тенге), изучение уровня грамотности населения в вопросах здоровья (33, 4 млн. тенге) и т.д.

Значительные суммы осваиваются по услугам связи: услуги доступа к сети интернет (34 млн. тенге), и это только по одному ведомству. Услуги по аренде стойко-мест серверного оборудования Министерствуздравоохранения РК обходится в 54 млн. тенге. Все тендерыа, связанные с закупом связи и коммуникаций выигрывает «Казахтелеком», так как является монополистом, что позволяет ему держать такую высокую цену.

Второе – гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС)


Общий размер финансированиямедицинских услуг в рамках государственных гарантий превышает 1 трлн тенге. Кроме того, по состоянию на 30 июня 2020 года Фонд медицинского страхования собрал 360 млрд. тенге.

В международной классификации эти деньги относятся к текущим расходам, в том числе, потому что эти средства предназначены на 1 год, для закупа медицинских услуг Фондом медицинского страхования для населения.

Эти деньги не распределяются Фондом медицинского страхования в порядке схем государственных закупок, процесс распределения регламентируется правилами закупа медицинских услуг.

Многие медицинские организаций не осваивают объемы. Это связано с тем, что МЗ РК приостановил плановую медицинскую помощь, перепрофилировал текущие коечные мощности, что повлияло на выполнение плана доходов медицинских организаций.

Напомним, что оплата Фондом медстрахования производится по факту оказанной помощи и по утвержденным тарифам. Тарифы разные. Например, стоимость определенной нейрохирургической операции (операции с нейрохирургической навигацией) может превышать 700 тыс тенге, а лечение пациента с COVID19 может не превышать 150 тыс тенге. Многие койки государственных больниц перепрофилировали для лечения пациентов с COVID19. Однако вопрос возмещения «потерь потенциальных доходов» не решен. Отсюда вытекает неосвоение средств. Это полбеды – при наличии «потерь потенциальных доходов», обязательные расходы больниц никто не отменял, например фиксированных заработных плат персонала. Из чего следует, что уже сейчас должны быть предусмотрены механизмы обеспечения финансовой устойчивости медицинских предприятий, что влияет на доступность медицинской помощи.

Третье - Лекарственные средства и медицинские изделия

На борьбу с COVID19 государством выделено более 22 млрд тенге на закуп лекарственных средствв рамках государственных гарантий. Процесс организации и проведения закупа лекарственных средств и медицинских изделий устанавливает разные способы закупа:

а) унифицированные способы: тендер, запросы ценовых предложений, из одного источника

б) дополнения с учётом особенностей товаров и условий закупа, которые включают дополнительные опции.

Анализ механизмов закупа демонстрируют разобщённость подходов организаций закупа и оплаты, где организаторами закупа выступают местные исполнительные органы, в лице управлений здравоохранения и единый дистрибьютор – «СК-Фармация». А плательщиками для поставщиков лекарственных средств и медицинских изделий выступают управления здравоохранения, СКФ и Фонд медицинского страхования.

Однако данные о расходах в разрезе способов закупа лекарственных средств и медицинских изделий во многом не доступны для гражданского мониторинга или не консолидированы, что создает условия для информационного манипулирования.

В этой связи, предлагается следующее.

  1. Внедрить прозрачный механизм финансирования системы здравоохранения с привлечением экспертного сообщества и представителей гражданского общества.
  2.  необходимо публиковать в открытом доступе на официальном сайте Министерства здравоохранения РК и на портале Открытые бюджеты детальную информацию по выделению и освоению бюджетных средств за счет всех источников (республиканский бюджет, резерв Правительства РК, местный бюджет) в разрезе регионов и медицинских организаций.
  3.  предлагается создать единую информационную систему по лекарственным средствам и медицинским изделиям на портале «Открытое правительство» с указанием объемов запасов и цен в разрезе регионов. Информацию по распределению гуманитарной помощи.

Жанат Нургалиев, Марат Мамаев
некоммерческая организация
«INTEGRITYASTANA