04.08.2020

Триллион для занятости

На программу занятости выделяются значительные средства, но реальный механизм создания постоянных рабочих мест отсутствует.

Обеспечение занятости людей на сегодня является одним из главных социально-экономических вопросов. С учетом введения карантинных мер и приостановления деятельности многих субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось количество людей, потерявших работу. Поэтому данный вопрос на самом деле требует своего системного решения. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство приняло специальный комплекс мер по решению вопросов занятости людей.

Однако….

Правительство решило пойти по стандартному пути, выбрав неэффективный инструмент решения вопроса, за счет выделения большой суммы денег и создания рабочих мест за счет вовлечения людей в строительство и реконструкцию школ, больниц, дорог, объектов ЖКХ и благоустройства населенных пунктов. Для этого была разработана программа «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы».

Особую актуальность приобретает общественный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на борьбу с COVID-19, в том числе средств, которые распределяет министерство труда и социальной защиты РК.

Общий бюджет министерства труда и социальной защиты РК на 2020 год с учетом последнего уточнения бюджета в апреле текущего года составляет 4 трлн тенге.

Огромные суммы на меры занятости

В дополнение к уже действующей программе занятости «Енбек», в рамках которой предусмотрены меры по подготовке кадров, развития предпринимательства и активных мер содействия занятости, была разработана еще программа «Дорожная карта занятости (ДКЗ)», которая включает в себя меры по созданию рабочих мест за счет строительства и развития объектов инфраструктуры. По мнению правительства, необходимость запуска двух программ по занятости объясняется разными мероприятиями и тем, что программа ДКЗ антикризисная и временная, т. е. разработана на два года. Вместе с тем реализация двух программ по вопросам занятости является нонсенсом.

По двум программам занятости на этот год выделены огромные средства.

В частности, по программе продуктивной занятости «Еңбек» расходы были увеличены с 30 млрд до 80 млрд тенге. И самое интересное, на программу ДКЗ только на этот год из республиканского бюджета выделено 300 млрд тенге. И плюс к этим средствам за счет выпуска гособлигаций предполагается дополнительно направить 700 млрд тенге. Таким образом, на программу ДКЗ на этот год выделяется 1 трлн тенге и на программу «Енбек» – 80 млрд тенге. В общей сложности в этом году на меры по обеспечению занятости выделено 1 трлн 080 млрд тенге. Насколько это большая сумма? Это просто огромная сумма, при правильном использовании которой можно было бы решить многие накопившиеся проблемы и существенно сократить безработицу.

При этом согласно пункту 3 статьи 212 Бюджетного кодекса РК «Погашение долга местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по выпускаемым государственным ценным бумагам осуществляется в обязательном порядке в установленный обязательствами срок». В рамках общественного мониторинга мы постарались найти информацию касательно проектов и мероприятий, запланированных в рамках ДКЗ. В открытом доступе такой сводной целостной информации нет. Периодически акиматы регионов публикуют дозированную информацию по проектам в рамках программы занятости. Согласно полученной информации от министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан:

  1. 31% средств по программе ДКЗ, т.е. от 1 трлн тенге, предусмотрено на строительство, ремонт и реконструкцию социально-культурных объектов. Это в основном объекты образования, культуры, спорта, социального обеспечения.
  2. 26% – на объекты ЖКХ. Здесь в основном предусмотрены меры по строительству и ремонту жилья, общежитий, объектов водо-, энерго-, газо-, теплоснабжения и канализации.
  3. 25% – на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. В данное направление входят городские, поселковые дороги, тротуары, подъездные дороги, дамбы и мосты, а также водохозяйственные объекты.
  4. 18% – на благоустройство населенных пунктов. Сюда включено благоустройство дворов, парков и улиц, детских площадок, озеленение, освещение.

Просматривая перечень направлений, можно увидеть, что представлен большой перечень проектов по большому количеству направлений. Вместе с тем сложно определить, насколько нужны и важны те или иные направления. В нескольких местах в списке можно увидеть завуалированное название «инженерно-коммуникационные инфраструктуры» на сумму 18 млрд и 6 млрд тенге. Также несколько раз встречаются строки «проекты министерства обороны» на общую сумму 4,9 млрд тенге. Конечно, чтобы иметь полную картину, лучше проанализировать детальный перечень самих проектов. Но пока, к сожалению, в открытом доступе такая информация отсутствует.

По наиболее востребованным на данный момент объектам здравоохранения предполагается строительство всего 24 единиц, капитальный ремонт 177 объектов, что в пределах страны очень мало. В общем, список объектов на строительство и реконструкцию формировался акиматами поспешно и без учета приоритетов. Акиматы постарались включить в список все свои потребности.

Местные исполнительные органы отбирали необходимые на их усмотрение инфраструктурные проекты, при этом во время отбора учитывали готовность документации (наличие ПСД, прошедшие экспертизу, с готовыми сметами расходов), но… не учитывали вопросы обеспечения занятости.

Сколько планируется рабочих мест?

В рамках программы ДКЗ планируется построить или отремонтировать 6762 объекта и создать 242 тысячи рабочих мест. При этом из этого количества рабочих мест: 81 тыс. рабочих мест будет создано на строительстве объектов, 46 тыс. – на капитальном ремонте, 87 тысяч – на текущем ремонте и 27 тысяч – на реконструкции. То есть большая часть рабочих мест будет создана в сфере ремонта.

И самое интересное, что по итогам всех этих мер планируется создать всего 15 тысяч новых постоянных рабочих мест. Таким образом, результатом использования 1 трлн тенге станет создание 15 тысяч рабочих мест, а не 242 тысяч, которые будут созданы лишь на несколько месяцев. Можно сделать вывод, что программа ДКЗ не направлена на решение проблем занятости, а преследует цель модернизации инфраструктуры.

Что настораживает?

Действующая программа ДКЗ разработана по аналогии с программами ДКЗ 2015-2016 гг., где реализация инфраструктурных проектов была одним из трех направлений. При этом по результатам проверки счетного комитета 2016 г. отмечалось, что на инфраструктурные проекты выделялось 88% средств от всей программы, а в них трудоустраивалось всего 5% от участников. Счетный комитет указывал на низкую эффективность программы ДКЗ по созданию постоянных рабочих мест и отмечал недостижение целевых индикаторов. Получается, что в разработке программы ДКЗ на 2020-2021 гг. не были учтены ошибки прежних программ ДКЗ. Таким образом, приходится «наступать на те же грабли».

Как отмечают жители регионов, при реализации программы ДКЗ зачастую бывают случаи, когда подрядные организации, выполняющие работу, имеют свою рабочую силу и не заинтересованы нанимать дополнительных местных рабочих, ссылаясь на отсутствие необходимых квалификационных навыков у безработных. Акиматы обычно этот вопрос не контролируют.

Еще одна серьезная проблема в рамках ДКЗ – это риск неосвоения огромной суммы. Никогда прежде на эту программу не выделялась такая огромная сумма. Для сравнения, в 2015 году на аналогичную программу ДКЗ было потрачено 37,5 млрд тенге, а в 2016 году – 85 млрд тенге. При этом в 2016 году основная сумма поступила в акиматы в ноябре-декабре, из-за чего многие проекты завершались поспешно и «асфальт укладывали на снег».

Существует также большая вероятность нецелевого использования средств программы, так как контроль за ходом строительства со стороны акиматов осуществляется не на должном уровне. При этом никто не контролирует работу самих акиматов по формированию перечня проектов и целевого использования средств в процессе работы. Контроль проверяющими органами обычно осуществляется после завершения проектов.

Проблемы в программе ДКЗ:

  1. Программа не приводит к системному решению вопросов занятости и направлена лишь на создание временных, а не постоянных рабочих мест.
  2. Отбор проектов по программе осуществлялся без четких критериев и приоритетов.
  3. Средства, выделенные на программу ДКЗ, являются завышенными и необоснованными.
  4. Имеется риск неосвоения бюджетных средств и их неэффективного использования.
  5. Отсутствует четкая система контроля, из-за чего существует риск нецелевого использования выделенных сумм. При этом общественный контроль не осуществляется вообще.

Что предлагается?

Для достижения цели создания постоянных рабочих мест предлагается:

  1. Завершить уже начатые инфраструктурные проекты в рамках программы ДКЗ с распределением не более 20% средств по программе.
  2. Перераспределить большую часть средств программы ДКЗ на создание новых рабочих мест в сфере предпринимательства (50% средств)
  3. Направить часть средств на сохранение рабочих мест у действующих субъектов малого бизнеса (30% средств).

Необходимо будет пересмотреть программу ДКЗ, взаимоувязать меры двух программ занятости – ДКЗ и «Енбек» и перераспределить средства между направлениями, а также обеспечить общественный контроль. Это предлагается осуществить следующим образом. По инфраструктурным проектам:

  1. Создать в каждом населенном пункте общественный контроль за реализацией программ занятости.
  2. Провести инвентаризацию инфраструктурных проектов по программе ДКЗ с участием общественного контроля и определить проекты, которые следует завершить в текущем году.
  3. Обеспечить финансирование только отобранных общественным контролем проектов и остановить финансирование других проектов.
  4. Обязать подрядные организации нанимать местных работников из числа безработных за счет включения соответствующих требований в договоры между акиматами и подрядными организациями. При этом обеспечить подготовку необходимых специалистов для подрядных организаций по наиболее востребованным специальностям в рамках первого направления программы «Енбек».
  5. Провести мониторинг хода реализации проектов и целевого использования средств с участием общественного контроля и офисов антикоррупционной службы «Адалдық алаңы».

По поддержке МСБ:

  1. Увеличить объемы микрофинансирования в рамках второго направления программы «Енбек» с учетом реальной потребности и количества обучившихся по «Бастау Бизнес».
  2. Выделить средства на приобретение скота для поддержки животноводства в сельской местности.
  3. Совместно с представителями бизнеса и общественного контроля определить в каждом населенном пункте бизнес-проекты, в первую очередь перерабатывающие производства, которые бизнес готов запустить и создать новые рабочие места.
  4. Начать подготовку кадров для планируемых бизнес-проектов в рамках первого направления программы «Енбек».
  5. Совместно с НПП «Атамекен» выработать меры по сохранению рабочих мест для действующих субъектов малого бизнеса.

Таким образом, по программе ДКЗ предлагается завершить уже начатые инфраструктурные проекты, перераспределить большую часть средств (70%) на меры создания новых рабочих мест в сфере предпринимательства и сохранения рабочих мест в малом бизнесе. Именно за счет развития новых бизнес-проектов и поддержки действующих субъектов можно будет решить вопрос с созданием постоянных рабочих мест.

Жанат Нургалиев, экономист,
руководитель некоммерческой
организации INTEGRITYASTANA